Эффективен ли бизнес-коучинг?

mangraph

Сейчас коучинг действительно сильно страдает от того, что его стараются применять все, кому не лень и в теме наставничества, и тренерства…. коучей путают с тренерами, тренеров с коучами и так далее. Вообще коучинг, в своем чистом виде, это грамотная постановка вопросов человеку, без привнесения своих личных взглядов, советов и знаний, благодаря вопросам обнаруживаются скрытые резервы в самом человеке и человек САМ находит пути решения задачи или выход из проблемы. Человек сам открывает в себе резерв и задействует его для выполнения определенного запроса, с которым он пришел к коучу. Коуч тут идет позади и просто во время задает нужные вопросы. Все остальное уже не коучинг, но скорее тренерство, наставничество, консалтинг….
Бизнес-коуч ‑ это тот человек, который помимо коучинга знает (в идеале) на практике, как устроен бизнес, как организованы бизнес-процессы в компании…. в общем всю поднаготную бизнеса.
Согласно моему опыту, бизнес-коучи в чистом виде, имено как коучи, для предприятия едва ли могут быть полезны. Есть такое правило негласное, что коуч должен находиться в коуч-позиции, убирать свои экспертные знания и вести человека лично с помощью грамотно поставленных вопросов. Это эффективно при индивидуальных консультациях, а вот в бизнесе коучинг уже мало полезен, так как там, как раз, нужен человек с более широкими экспертными умениями и опытом в бизнесе, нежели чем просто коуч. Например, коуч, нацеленный на развитие внутреннего потенциала сотрудника, во всю занимается именно этим процессом, но помимо личных ограничивающих убеждений сотрудника есть и объективные обстоятельства, мешающие нормальному развитию бизнес-процессов в виде отсутствия рекламной и маркетинговой политики, нацеленности на клиента, ориентации компании на удовлетворение потребностей коллектива и клиента в том числе и так далее. Здесь явно коуч необходим для осуществления консалтинга и дачи рекомендаций. Так сказать «взгляда со стороны», анализа текущей ситуации. После, непосредственной работы с управляющим составом, рекомендаций по конкретным задачам ‑ все вместе это дает ощутимый положительный результат для бизнеса. Отдельных «вдохновений» на раскрытие внутренних способностей в данном случае будет недостаточно. В бизнесе нужен и личный опыт (в идеале), и тренерский подход, и понимание бизнес-процессов, то есть понимание политики управления, методов управления компанией и персоналом. Так как бизнес- понятие слишком общее и проблема тут может возникнуть на любом уровне и в любой структуре компании: на уровне персонала, процессов, взаимодействия между отделами, межличностные проблемы.
Однажды я стала свидетелем найма бизнес-коуча в организацию. Это как раз был тот случай, когда коуч обладал только психологическим и коучинговым образованием, отсутствовал опыт в бизнесе как таковом, то есть специалист не знал ни про бизнес-процессы, ни про ключевые показатели эффективности, ни про инструменты управления персоналом. Учредители не обратили внимания на эти нюансы (как оказалось позже самые главные нюансы) и пригласили коуча в проект.
Задача проекта состояла в том, что требовалось определить индивидуальные цели и достижимость результатов каждым сотрудником в разрезе с общими задачами компании, речь шла о выполнении определенных плановых показателей. Первая проблема, с которой столкнулся коуч – это отсутствие экспертного авторитета. Сотрудники, осознавая существующий опыт за плечами коуча, проникаются серьезным уважением и работа идет намного эффективнее. И вот, во время работы коуча с сотрудниками, последние заметили, что коуч не понимает и не вдается в сложности достижения цели (у сотрудников они всегда есть, иногда объективные, иногда нет. Коуч с бизнес опытом как раз и может оценить объективность цели). К чему привел подобный диссонанс? У сотрудников возник внутренний барьер и коучинговая работа перестала быть возможной.
Далее, вторая сложность. с которой столкнулся коуч ‑ неумение, связанное с недостатком опыта в бизнесе и иных профессиональных навыков, определить объективность проблем и грамотно, доступно для понимания, проинформировать руководство о существующих проблемах. Как следствие, невозможность предоставить полезных рекомендаций по нейтрализации существующих проблем. Основная сложность, которая, как оказалось, стояла перед сотрудниками и которую коуч не смог «разглядеть» – отсутствие определенного метода по решению конфликтных ситуаций с клиентами, отработка жалоб клиентов и нежелание руководства стать клиентоориентированной компаний. В итоге работа коуча оказалась практически бесполезной, так как хоть цели и были поставлены, но, в связи со всем вышеизложенным, оказались не достигнуты.
Если руководство желает успешно справиться с задачами, тормозящими деятельность компании при помощи услуг бизнес-коуча, то стоит понимать, что он, конечно, мог бы решить все проблемы компании, но при условии использования дополнительно навыков наставника, тренера и личного опыта в бизнесе. В противном случае бизнес-коуч может выступить одним из участников проекта и работать в тандеме с другими бизнес-консультантами. Или еще коучинг можно использовать, как дополнительный инструмент из общего набора познаний….например, для выявления талантов сотрудников. Тут коучинг справляется замечательно.

Автор: Пантюх Дарья

comments powered by HyperComments